Житіє та акафист великомучениці Варвари

Житіє великомучениці Варвари

Святая великомученица Варвара

В царствование Максимиана[1], нечестивого царя Римского, жил на Востоке, в Илиополе[2],
один человек знатного рода, богатый и знаменитый, по имени Диоскор, по происхождению и по вероисповеданию язычник. Он имел дочь Варвару, которую берег, как зеницу ока, ибо кроме нее не было у него больше детей. Когда она начала приходить в возраст, то становилась весьма красивою лицом, так что во всей той местности не было девицы, подобной ей по красоте, почему Диоскор соорудил для нее высокую и искусно устроенную башню, а в башне устроил великолепные палаты. В них он заключил дочь свою, приставив к ней надежных воспитательниц и служанок, ибо ее мать уже умерла. Сделал он это для того, чтобы такую красоту ее не могли видеть простые и незнатные люди, ибо он полагал, что глаза их недостойны видеть прекрасное лицо его дочери. Живя в башне, в высоких палатах, отроковица находила для себя утешение в том, что с этой высоты смотрела на горние и дольные создания Божии, — на светила небесные и на красоту земного мира. Однажды, взирая на небо и наблюдая сияние солнца, течение луны и красоту звезд, она спросила живших с нею воспитательниц и служанок: — Кто сотворил это? Также, взглянув на красоту земную, на покрытые зеленью поля, рощи и сады, на горы и воды, спросила: — Чьею рукою все это создано? Те сказали ей: — Все это создали боги. Девица спросила: — Какие боги? Служанки отвечали ей: — Те боги, которых чтит твой отец и имеет в своем дворце — золотые, серебряные и деревянные — и которым поклоняется, — они создали все то, что перед твоими очами.  Слыша такие слова их, девица усомнилась и рассуждала сама с собою: — Боги, которых почитает мой отец, деланы руками человеческими: золотых и серебряных сделал мастер золотых дел, каменных — каменосечец, деревянных — резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли создать такое пресветлое высокое небо и такую красоту земную, когда сами не могут ни ходить ногами, ни делать руками? Размышляя таким образом, она часто и днем и ночью смотрела на небо, стараясь по творению узнать Творца. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого, Неведомого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю. Она говорила себе: — Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие, рукою Своею создал все. Един должен быть Тот, Кто простер широту неба, утвердил основание земли и просвещает свыше всю вселенную лучами солнца, сиянием луны и блистанием звезд, а внизу — украшает землю различными деревьями и цветами и напояет реками и источниками. Един должен быть Бог, Который все содержит, всему дает жизнь и обо всех промышляет. Так отроковица Варвара училась от творения познавать Творца, и сбылись на ней слова Давида: «Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» (Пс. 142:5). В таких размышлениях разгорелся в сердце Варвары огонь любви божественной и распалил ее душу пламенным стремлением к Богу, так что она не имела покоя ни днем, ни ночью, думая лишь об одном, желая лишь одного, чтобы точно узнать о Боге и Создателе всего. Среди людей она не могла найти себе наставника, кто открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения, ибо никому нельзя было к ней входить, кроме приставленных служанок, потому что отец ее Диоскор окружил ее бдительною стражею. Но Сам Премудрейший Учитель и Наставник, Дух Святой, внутренним вдохновением невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму ее познание истины. И жила девица в своей башне, как одинокая птица на кровле[3], размышляя о небесном, а не о земном, ибо сердце ее не прилеплялось ни к чему земному, не любила она ни золота, ни дорогих жемчугов и драгоценных камней, ни нарядных одежд, ни каких-либо девических украшений, никогда она не помышляла о браке, но вся мысль ее была обращена к Единому Богу, и она пленена была любовью к Нему. Когда пришло время выдать отроковицу замуж, многие богатые, благородные и знатные юноши, услышав о дивной красоте Варвары, просили у Диоскора руки ее. Взойдя на башню к Варваре, Диоскор стал говорить ей о браке и, указывая ей различных хороших женихов, спрашивал, с кем из них она пожелала бы обручиться. Слыша от отца такие слова, целомудренная девица покраснела лицом, стыдясь не только слушать, но и подумать о браке. Она всячески отказывалась от него, не склоняясь на желание отца, ибо считала большим для себя лишением дать увянуть цвету своей чистоты и потерять бесценный бисер девства. На неотступные увещания отца подчиниться его воле, она много ему возражала и наконец объявила: — Если, отец мой, ты еще станешь говорить об этом и будешь принуждать меня к обручению, то больше уже не будешь называться отцом, ибо я убью себя, и ты лишишься своего единственного детища. Слыша это, Диоскор пришел в ужас и вышел от нее, не смея больше принуждать ее к браку. Он полагал, что лучше будет обручить ее по доброй воле, а не насильно, и надеялся, что придет время, когда она сама одумается и пожелает выйти замуж. После этого он замыслил отправиться по делам в далекий путь, полагая, что Варвара без него будет скучать, а когда он возвратится, то ему легче будет убедить ее послушаться его повеления и совета. Отправляясь в путь, Диоскор приказал строить при находившейся в саду купальне роскошную баню, а в бане сделать два окна, обращенные на юг. Приставленным же к дочери лицам он приказал, чтобы они не препятствовали ей свободно сходить с башни, куда захочет, и делать все, что ей будет угодно. Диоскор думал, что дочь его, беседуя со многими людьми и видя, что многие из девиц обручены и вступили в брак, и сама пожелает выйти замуж. Когда Диоскор отправился в путь, Варвара, пользуясь свободою выходить из дома и беспрепятственно беседовать с кем хочет, подружилась с некоторыми христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа. Она возрадовалась духом о Имени том и старалась точнее узнать от них о Нем. Новые ее подруги поведали ей все о Христе: о Его неизреченном Божестве, о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде, о вечном мучении идолопоклонников и нескончаемом блаженстве верующих христиан в Царстве Небесном. Слушая обо всем этом, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять крещение. Случилось в то время одному пресвитеру придти в Илиополь под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него познанию Единого Создателя всего и Вседержителя Бога и вере в Господа нашего Иисуса Христа, чего издавна горячо желала. Пресвитер, изложив ей все тайны святой веры, крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив ее, удалился в свою страну. Просвещенная крещением, святая Варвара воспламенилась еще большею любовью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему, Ему же уневестилась, давши обет сохранять в непорочности свое девство. Тем временем производилась, согласно приказанию Диоскора, постройка бани. Однажды святая Варвара сошла с своей башни посмотреть на постройку, и увидев в бане два окна, спросила рабочих. — Зачем вы устроили только два окна? Не лучше ли сделать три окна? Тогда и стена будет красивее, и баня светлее. Работники отвечали: — Так велел нам отец твой, чтобы мы устроили на юг два окна. Но Варвара настоятельно требовала, чтобы они устроили три окна (во образ Святой Троицы). И когда они не хотели этого сделать, боясь ее отца, она сказала им: — Я заступлюсь за вас перед отцом и отвечаю за вас, а вы сделайте то, что я вам приказываю. Тогда рабочие, по ее желанию, сделали в бане третье окно. Была там, как сказано, купальня, при которой баня и строилась. Купальня эта обложена была тесаными мраморными камнями. Святая Варвара, придя однажды к этой купальне и воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечатлелось на камне, как бы выбито было железом. Кроме того, у той же бани, также на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой[4]. Прохаживаясь однажды по палатам своего отца, святая Варвара увидела богов его, бездушных идолов, стоявших на почетном месте, и глубоко вздохнула о погибели душ тех людей, которые служат идолам. Затем она оплевала лица идолов, говоря: — Да будут подобны вам все, кто вам поклоняется и от вас, бездушных, ожидает помощи! Сказав это, она взошла на свою башню. Там она, по обычаю, предалась молитве и посту, всем умом своим углубляясь в богомыслие. Между тем отец ее возвратился из путешествия. Осматривая домашние постройки, он подошел к вновь выстроенной бане и, увидев в стене ее три окна, начал с гневом бранить слуг и рабочих, зачем они ослушались его приказания и сделали не два, а три окна. Те отвечали: — Не наша была на то воля, но — твоей дочери Варвары, она нам приказала устроить три окна, хотя мы того не желали. Диоскор тотчас призвал Варвару и спросил ее: — Зачем ты велела устроить в бане третье окно? — Она отвечала: — Три лучше, чем два, ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствие, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне[5], чтобы они освещали баню, а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, ибо у неприступного, неизреченного, незаходимого и немерцающего Света Троичного, Три Окна[6], Коими просвещается всякий человек, приходящий в мир. Отец пришел в смущение от новых, по истине дивных, но для него непонятных, слов дочери. Приведя ее к тому месту купальни, где быль изображен на камне перстом святой Варвары крест, которого он еще не рассмотрел, Диоскор стал спрашивать ее: — Что такое ты говоришь? Каким образом свет трех окон просвещает всякого человека? Святая отвечала: — Выслушай внимательно, отец мой, и пойми, что я говорю: Отец, Сын и Святой Дух, Три Лица Единого в Троице Бога, живущего во свете неприступном, просвещают и оживляют всякое дыхание. Для того я и велела устроить в бане три окна, чтобы одно из них изображало Отца, другое Сына, третье — Духа Святого, так чтобы и самые стены прославляли Имя Святой Троицы. Затем указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: — Я также изобразила и знамение Сына Божия: по благоволению Отца и содействием Святого Духа, для спасения людей, воплотился Он от Пречистой Девы и волею пострадал на кресте, изображение которого ты видишь. Начертала я здесь знамение креста для того, чтобы сила крестная отгоняла отсюда всю силу бесовскую. Это и многое другое говорила еще премудрая дева жестокосердому своему отцу о Святой Троице, о воплощении и страдании Христовом, о силе креста и прочих тайнах святой веры, — чем привела его в страшную ярость. Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел пронзить ее, но она обратилась в бегство.  С мечом в руках Диоскор погнался за ней, как волк за овцою. Он уже настигал непорочную агницу Христову, в то время как путь неожиданно заградила ей каменная гора. Святая не знала, куда убежать от руки и меча отца, или лучше сказать — мучителя своего; она имела одно только прибежище — Бога, у которого и просила помощи и защиты, возведя к Нему душевные и телесные очи. Всевышний скоро услышал рабу Свою и предварил ее Своею помощью, повелев каменной горе рассесться перед нею надвое, как некогда перед первомученицей Феклой, когда она бежала от развратников[7]. Святая дева Варвара скрылась в образовавшуюся расселину, и тотчас скала сомкнулась за нею, дав святой свободный путь на верх горы. Поднявшись туда, она скрылась там в одной пещере. Жестокий и упорный Диоскор, не видя перед собою бегущей дочери, удивился. Недоумевая, каким образом она скрылась из глаз его, он искал ее старательно долгое время. Обходя гору и разыскивая Варвару, увидал он на горе двух пастухов, пасущих стада овец. Пастухи эти видели, как святая Варвара поднялась на гору и скрылась в пещере. Подойдя к ним, Диоскор спросил, не видали ли они бежавшей дочери его. Один из пастухов, человек сострадательный, видя, что Диоскор исполнен гнева, не захотел выдать неповинную девицу и сказал: — Я не видал ее. Но другой, молча, указал рукою на то место, где святая скрывалась. Диоскор устремился туда, а пастуха, который выдал святую, постигла на том же месте казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его — в саранчу. Найдя в пещере свою дочь, Диоскор стал безжалостно бить ее, бросив ее на землю, он топтал ее ногами и, схватив за волосы, потащил к своему дому. Затем он заключил ее в тесной, темной хижине, запер двери и окна, приложил печать, поставил стражу, и морил заключенную голодом и жаждою. После того, Диоскор отправился к правителю той страны Мартиану и рассказал ему все о своей дочери и поведал, что она отвергает их богов и верует в Распятого. Диоскор просил правителя, чтобы тот, угрозою различных мучений, склонил ее к вере отца. Затем он вывел святую из заключения, привел к правителю и отдал в его руки, говоря: — Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если она не обратится к нам снова и не поклонится им со мною вместе, то не будет мне дочерью, а я не буду ей отцом: мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле. Увидев перед собою девицу, правитель удивился необычайной ее красоте и стал говорить с ней кротко и ласково, восхваляя красоту и благородство ее. Он увещевал ее не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца, но поклониться богам и во всем слушаться своего родителя, чтобы не лишиться права получить в наследство все его имение. Но святая Варвара, изобличив мудрою речью тщету языческих богов, исповедывала и прославляла Имя Иисуса Христа и отрекалась от всей суеты земной, богатства и мирских утех, стремясь к благам небесным. Правитель все еще продолжал убеждать ее не бесчестить своего рода и не губить прекрасной и цветущей юности своей. Наконец, он сказал ей: — Пожалей себя, прекрасная дева, и поспеши с усердием принести вместе с нами жертву богам, ибо я милосерд к тебе и хочу пощадить тебя, не желая предать такую красоту на муки и раны, если же не послушаешься меня и не покоришься, то заставишь меня, хотя бы против моей воли, жестоко тебя мучить. Святая Варвара отвечала: — Я всегда приношу Богу моему жертву хвалы и хочу сама быть Ему жертвою, ибо Он Един есть Истинный Бог, Творец неба и земли и всего, что на них, а твои боги — ничто и ничего не создали, как бездушные и бездейственные, они сами — дело рук человеческих, как говорит пророк Божий: «А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 113:12; Пс. 95:5). Эти пророческие слова я признаю и верую в Единого Бога, Создателя всего, а о ваших богах исповедую то, что они ложны и что напрасна ваша надежда на них. Разгневанный такими словами святой Варвары, правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение — стоять нагою перед глазами многих мужей, без стыда и упорно смотрящих на обнаженное девственное тело, — было для целомудренной и чистой девы страданием более тяжким, чем самые раны. Затем мучитель велел положить ее на землю и сильно бить воловьими жилами долгое время, и земля обагрилась ее кровью. Прекратив, по приказанию правителя, бичевание, мучители стали, усиливая ее страдания, тереть раны святой девы власяницею и острыми черепками. Однако все эти мучения, устремившиеся сильнее бури и ветра на храм юного и слабого девического тела, не поколебали крепкой в вере мученицы Варвары, ибо вера была основана на камне — Христе Господе, ради Коего она с радостью терпела такие тяжкие страдания. После того правитель велел заключить ее в темницу, пока не придумает для нее самых жестоких мучений. Еле живая от тяжких истязаний, святая Варвара со слезами молилась в темнице возлюбленному Жениху своему, Христу Богу, чтобы Он не оставил ее в таких тяжких страданиях, и говорила словами Давида: «Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня. Поспеши на помощь мне, Господи, спаситель мой!» (Пс. 37:22–23). Когда она так молилась, в полночь озарил ее великий свет; страх и вместе радость ощутила святая в сердце своем: к ней приближался Нетленный Жених ее, желая посетить Свою невесту. И вот Сам Царь Славы явился ей в неизреченной славе. О, как возрадовалась она духом и какую почувствовала на сердце сладость, когда увидела Его! Господь же, с любовью взирая на нее, сказал ей Своими сладчайшими устами: — Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою, Я охраняю тебя, Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. За твои страдания Я уготовляю тебе в Моем небесном чертоге вечную награду, итак, претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царствии Моем! Внимая словесам Господа Христа, святая Варвара, как воск от огня, таяла от желания соединиться с Богом и, как река во время разлива, была преисполнена любовью к Нему, Утешив возлюбленную невесту Свою Варвару и усладив ее Своею любовью, Сладчайший Иисус исцелил ее и от ран, так что не осталось и следа их на ее теле. После того Он стал невидим, оставив ее в неизреченной духовной радости. И пребывала святая Варвара в темнице, как бы на небе, пылая, подобно серафимам, любовью к Богу, славословя Его сердцем и устами и воздавая благодарение Господу за то, что Он не презрел, но посетил рабу Свою, страждущую ради Имени Его. Жила в том городе некая жена, по имени Иулиания, верующая во Христа и богобоязненная. С той поры, как святая Варвара была схвачена мучителями, Иулиания следила за нею издалека и смотрела на ее страдания, а когда святая была брошена в темницу, приникла к окну темницы, удивляясь тому, что такая юная дева, в самом расцвете юности и красоты, презрела отца своего, весь род, богатство и все блага и утехи мира, и не пощадила своей жизни, но с усердием положила ее за Христа. Видя же, что Христос исцелил святую Варвару от ран, она пожелала и сама пострадать за Него, и стала приготовляться к такому подвигу, молясь Подвигоположнику Иисусу Христу, чтобы Он послал ей терпение в страданиях. С наступлением дня, святая Варвара была выведена из темницы на нечестивый суд для нового истязания; Иулиания издали следовала за нею. Когда святая Варвара стала перед правителем, он и бывшие с ним с изумлением увидели, что дева совершенно здорова, светла лицом и прекрасна еще больше, чем прежде, а на теле ее нет никаких следов понесенных ею ран. При виде этого, правитель сказал: — Видишь ли, девица, как заботятся о тебе наши боги? Вчера ты была жестоко истерзана и изнемогала от страданий, а ныне они совершенно тебя исцелили и даровали тебе здравие. Будь же благодарна за такое их благодеяние — поклонись им и принеси жертвы. Святая отвечала: — Что ты говоришь, правитель, будто исцелили меня твои боги, которые сами слепы, немы и бесчувственны. Они не могут даровать ни слепым прозрения, ни немым слова, ни глухим — слух, ни хромым — способность ходить, они не могут исцелять больных, ни воскрешать мертвых: как же могли они исцелить меня, и за что им поклоняться? Исцелил меня Иисус Христос, Бог мой, Который врачует всякие болезни и мертвым подает жизнь, Ему я с благодарностью поклоняюсь и себя приношу Ему в жертву.  Но ум твой ослеплен, и ты не можешь видеть Сего Божественного Целителя и недостоин того. Такая речь святой мученицы привела правителя в ярость: он приказал повесить мученицу на дереве, строгать тело ее железными когтями, опалять горящими свечами ребра ее и бить по голове молотом. Святая Варвара претерпевала мужественно все эти страдания. От таких мучений невозможно было бы остаться в живых не только ей, юной отроковице, но даже и сильному мужу, но агницу Христову укрепляла невидимо сила Божия. В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла и Иулиания. Взирая на великое страдание святой Варвары, Иулиания не могла удержаться от слез и сильно плакала. Исполнившись ревности, она возвысила голос из народа и начала обличать немилосердного правителя в бесчеловечном мучительстве и хулить языческих богов. Тотчас она была схвачена и на вопрос о том, какой она веры, объявила, что она — христианка. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Иулиания была повешена вместе с Варварою, и ее строгали железными гребнями. А святая великомученица Варвара, видя сие и испытывая сама мучения, возвела взор свой горе, к Богу, и молилась: — Боже, испытующий сердца человеческие, Ты знаешь, что я всю себя принесла Тебе в жертву и отдала себя во власть Твоей всесильной Десницы, стремясь к Тебе и любя Твои святые заповеди. Не оставь меня, Господи, но милостиво призрев на меня и на сострадальницу мою Иулианию, укрепи нас обеих и дай нам силы совершить настоящий подвиг: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41; Мк. 14:38). Так молилась святая, и небесная помощь к мужественному терпению страданий невидимо подавалась мученицам. После сего мучитель велел отрезать у обеих сосцы. Когда это было исполнено и страдание мучениц усилилось, святая Варвара, снова возведя очи к Врачу и Целителю своему, возопила: «Святого не отними от нас, возврати нам, Господи, радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди нас в любви Твоей!» (Пс. 50:13–14). После таких мучений, правитель велел отвести святую Иулианию в темницу, а святую Варвару, для большого посрамления ее, водить нагою по городу, с издевательствами и побоями. Святая дева Варвара, покрываясь стыдом, как бы одеждою, возопила к возлюбленному Жениху своему Христу Богу: — Боже, одевающий небо облаками и землю мглою, как пеленами, повивающий[8], Ты — Сам, Царь, покрой наготу мою и страдание великомученицы Варвары, сотвори, чтобы очи нечестивых не видели тела моего и чтобы не до конца была осмеяна раба Твоя! Господь Иисус Христос, взиравший свыше со всеми Своими святыми ангелами на подвиг рабы Своей, тотчас поспешил к ней на помощь и послал к ней светлого ангела с светозарною одеждою, покрыть наготу святой мученицы. После того нечестивые не могли уже больше видеть обнаженного тела мученицы, и она обратно была приведена к мучителю. После нее водили по городу, также нагою, святую Иулианию. Наконец, мучитель, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу и склонить к идолопоклонству, осудил обеих на усечение мечом. Диоскор, жестокосердый отец Варвары, так ожесточен был от диавола, что не только не поскорбел, при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился даже быть ее палачом. Схватив свою дочь и держа в руке обнаженный меч, Диоскор повлек ее к месту казни, которое было назначено на одной горе, за городом, а один из воинов вел за ними святую Иулианию. Когда они шли, святая Варвара так молилась Богу: — Безначальный Боже, простерший небо, как покров, и основавший на водах землю, повелевающий солнцу Своему сиять на благих и злых и изливающий дождь на праведных и неправедных[9], услышь и ныне молящуюся Тебе рабу Твою, услышь, о Царь, и подай благодать Свою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему внезапная болезнь и да не похитит его нечаянная смерть, ибо Ты знаешь, Господи, что мы — плоть и кровь и творение пречистых рук Твоих. Когда она так молилась, послышался с неба голос, призывавший ее с Иулианией в горные селения и обещавший ей исполнение просимого. И шли на смерть обе мученицы, Варвара и Иулиания, с великою радостью, желая скорее разрешиться от тела и предстать пред Господом. Дойдя до назначенного места, агница Христова Варвара склонила под меч свою голову и была усечена руками немилосердного своего отца и исполнилось сказанное в Писании: «предаст на смерть отец дитя» (Мф. 10:21; Мк. 13:12). Святую же Иулианию обезглавил воин. Так совершили они свой подвиг[10]. Святые души их радостно отошли к своему Жениху-Христу, встреченные ангелами и с любовью принятые Самим Владыкою. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла казнь Божия. Тотчас по совершении казни тот и другой были убиты грозою, и тела их молния сожгла в пепел. В том городе жил один благочестивый человек, по имени Галентиан. Взяв честные мощи святых мучениц, он принес их в город, похоронил с подобающею честью и устроил над ними церковь, в которой много было исцелений от мощей святых мучениц, молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.
Тропарь, глас 8: Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.
Кондак, глас 4: В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.

МОЩИ И ПОЧИТАНИЕ ВАРВАРЫ

Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии (М. Азия). На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь посвященный Варваре находился в Эдессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть ее мощей. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийской империи Льва Великого, была построена церковь во имя Варвары. В VI в. при византийском императоре Юстине (по другой версии, еще в IV в.) мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти.

В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина, около «Хлебосырного дома». Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары. Кроме того, император Лев VI Мудрый построил во имя этой святой церковь или часовню в северо-западной части Большого дворца (Прод. Феоф. С. 139).

Из «Хроникона» Андреа Дандоло известно, что большая часть мощей Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира. Раньше этот брак и следовательно перенесение мощей относили к различным датам в пределах конца X — начала XI в.; в настоящее время это событие датируют 1005–1006 гг. Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции. Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437–1440 гг. (Книга хожений. С. 148). Другая часть мощей, принесенная из Константинополя в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче. Оставшуюся в Константинополе главу Варвары видел в ее церкви в 1348–1349 гг. Стефан Новгородец.

1 июня 2003 г. частица мощей Варвары, хранящихся в Венеции, была передана в дар Элладской Православной Церкви. Она перевезена в Афины, где будет храниться в специально построенном храме, посвященном великомученице.

Рака со св. мощами вмц. Варвары во Владимирском соборе Киева

Рака со св. мощами вмц. Варвары во Владимирском соборе Киева

В 1644 г. при Киевском митр. Петре (Могиле) к мощам совершил паломничество канцлер Польского Королевства Георгий Осолинский. Он получил в дар часть перста правой руки Варвары. Когда в 1650 г. Киев был захвачен литовским гетманом Янушем Радзивиллом, им были взяты частицы мощей от грудей и от ребра святой. Первая частица находилась сначала у его жены Марии, дочери молдавского господаря Василия Лупу, затем хранилась в городе Каневе, а впоследствии была перенесена в монастырь свт. Николая в Батурине. Вторая частица была передана Виленскому католическому епископу Георгию Тышкевичу. Эта святыня хранилась в епископской резиденции, но после пожара уцелел лишь ковчег с мощами.

В Михайловском Златоверхом монастыре первоначально мощи Варвары покоились в кипарисовом гробу, затем в позолоченной раке из серебра, устроенной на средства гетмана Ивана Мазепы и, наконец, в драгоценной гробнице замечательной чеканной работы, созданной в 1847 г. петербургским мастером Андреевым на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.

Молитвами святой монастырь миновали эпидемии чумы и холеры, свирепствовавшие в Киеве в 1710, 1770, 1830, 1853 и 1855 гг. В 30-х гг. ХХ в. мощи были перенесены в Киево-Печерский музей-заповедник. Очевидцы описывают мощи (без головы и кистей обеих рук) как нетленные, темные и очень твердые по сравнению с мощами печерских подвижников. В настоящее время они хранятся в киевском Владимирском соборе.

Левая рука Варвары, привезенная в XVII в. на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка, а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской. В 30-х гг. ХХ в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

Антоний Новгородец, ставший после возвращения из Константинополя архиепископом Новгородским, в 1218 г. заложил на месте деревянной (существовавшей еще в 1138) церкви новый каменный храм во имя Варвары (ПСРЛ. 2000. Т. 3. С. 25, 57). Предполагают, что Антоний привез с собой частицу мощей этой святой (Царевская. С. 69). Из описей Новгородского собора Святой Софии известно, что в этом храме хранились частицы мощей Варвары и часть гроба этой святой (Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48).

О руке Варвары в монастыре Святого Креста (Иерусалим) упоминается в Хожении гостя Василия 1465–1466 гг. (Книга хожений. С. 174). Частица ее мощей также была в Хальберштадте. В наст. время часть честной главы Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки — в монастыре Симонопетра (Афон), другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра.

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесенная из церкви вмц. Варвары на Варварке. В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875–1882).

Акафист великомучениці Варварі

Кондак 1

Из­бра́н­ной Бо́­гом от идолослужи́тельнаго ро́­да и призва́нной во язы́к свят, в лю́­ди обновле́ния, неве́сте Христо́ве, я́ко избавля́ющиися то­бо́ю от разли́чных зол и об­стоя́­ний, бла­го­да́р­ствен­ная пе́­ния и хвале́ния воспису́ем ти моли́твенницы твои́, свя­та́я и всехва́льная великому́ченице: ты же, иму́­щи дерз­но­ве́­ние ко Го́с­по­ду, от вся́­ких нас бед сво­боди́, да с ра́­дос­тию зо­ве́м ти:

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Икос 1

А́н­ге­лом чест­ну́ю и вселюбе́зную чис­то­ту́ непоро́чно сохра́нши, честна́я Варва́ро, А́н­ге­лом сожи́тельница бы­ти сподо́билася еси́, с ни́миже ег­да́ пое́ши тро́ическую песнь Бо́­гу на Не­бе­си́, услы́­ши нас, пою́щих те­бе́ на зем­ли́ по­хва́ль­ная пе́­ния сия́:

Ра́­дуй­ся, от­ро­ко­ви́­це, Бо́­гом От­це́м предуста́вленная бы­ти сообра́зна в страда́нии о́б­ра­зу Сы́­на Его́; ра́­дуй­ся, Сы́­ном Бо́­жи­им, Све́­том от Све́­та, призва́нная из тьмы в чу́д­ный свет ве́­ры и бла­го­да́­ти Его́.

Ра́­дуй­ся, я́ко позва́вшему тя Свя­то́­му Ду́ху, и сама́ те́­лом и ду́­хом свя́та еси́; ра́­дуй­ся, я́ко от скве́р­ны пло́­ти и ду́­ха непоро́чну се­бе́ соблюла́ еси́.

Ра́­дуй­ся, рожде́нному от Де́­вы Жениху́ Хри­сту́ де́ву тя чи́стую обручи́вшая; ра́­дуй­ся, зем­на́­го обру́чника па́­че Не­бе́с­на­го зна́ти не восхоте́вшая.

Ра́­дуй­ся, кри́не де́вст­ва, посреде́ те́рния и́дольскаго прора́стший до́ле; ра́­дуй­ся, цве́­те чис­то­ты́, в неувяда́емой сла́­ве цвету́щий го­ре́.

Ра́­дуй­ся, в Небе́сном вертогра́де Хри­сто́­ва благоуха́ния наслажда́ющаяся; ра́­дуй­ся, Красне́йшаго па́­че сыно́в че­ло­ве́­чес­ких зре́нием та́­мо утеша́ющаяся.

Ра́­дуй­ся, убели́вшая ри́зы твоя́ в Кро́ви А́гнчей на зем­ли́; ра́­дуй­ся, в ли́це де́вственном после́дующая Бо́жиему А́гнцу на Не­бе­си́.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 2

Ви́­дя­щи свя­та́я Варва́ра се­бе́ на высо́ком стол­пе́ от от­ца́ поста́влену, помышля́ше се­бе́ ма́нием Бо́­жи­им к Не­бе­си́ бы­ти возводи́му. Разу́мная у́бо вос­хож­де́­ния в се́рд­це сво­е́м положи́ши, те́ми от тьмы к Све́­ту и от преле́стных и́долов ко и́стинному Бо́­гу у́м­не восхожда́ше, пою́щи Ему́: Алли­лу́иа.

Икос 2

Ра́­зум не­ура­зу­ме́н­ный о Еди́ном всея́ тва́­ри Творце́ ра­зу­ме́­ти де́ва свя­та́я Варва́ра и́щу­щи, бесе́доваше со сво­и́м си ра́­зу­мом, глаго́лющи: «От те́мных куми́ров чу́дным свети́лам не­бе́с­ным ка́­ко бе созда́тися мо́щно, рцы ми». К ней­же он со Псало́мником ре­че́: «Вси бо́­зе язы́к бе́сове, Еди́н же есть Бог и Гос­по́дь, И́же не­бе­са́ и вся свети́ла их со­тво­ри́». Таково́му тво­ему́, му́д­рая де́­во, ра́зуму ди­вя́­ще­ся, гла­го́­лем:

Ра́­дуй­ся, па́­че ста́рец идолослужи́тельных разу́мнейшая; ра́­дуй­ся, па́­че мудреце́в ми́­ра се­го́ мудре́йшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко те­бе́ безве́стная и та́йная пре­му́д­ро­сти Своея́ Бог яви́л есть; ра́­дуй­ся, я́ко те­бе́ и́с­тин­на­го бо­го­сло́вия Сам Бог Сло́­во научи́л есть.

Ра́­дуй­ся, всех звездоче́тцев умо́м Хри­сто́­вым превозше́дшая; ра́­дуй­ся, я́вственнее па́­че о́ных Не­бе́с­ный круг прозре́вшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко в тва́­ри, а́ки в зерца́ле, Самаго́ Творца́ усмотре́ла еси́; ра́­дуй­ся, я́ко в созда́нных свети́лах Несозда́нный Свет узре́ла еси́.

Ра́­дуй­ся, ны́­не уже́ кроме́ зерца́ла свет ли­ца́ Бо́­жия на Не­бе­си́ зря́щая; ра́­дуй­ся, тем све́­том неизрече́нно веселя́щаяся.

Ра́­дуй­ся, у́м­ная звез­до́, ея́­же озаре́нием лице́ Бо́­жие, я́ко со́лн­це, све́т­ло нам явля́­ет­ся; ра́­дуй­ся, мы́сленная луно́, е́ю­же нощь заблужде́ния я́ко день просвеща́ется.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 3

Си́­ла Вы́ш­ня­го даде́ тог­да́ свя­те́й Варва́ре, я́ко­же дре́в­ле проро́ку Иезекии́лю, лице́ адама́нтово, си́льно пред все́­ми идолослужи́тельми, во е́же не убоя́тися ей от зве́рскаго ли­ца́ их, ни ужаса́тися лю́таго пре­ще́­ния. Те́м­же со дерз­но­ве­ни­ем мужему́дренная де́ва взыва́ше: «Тро́ицу чту, Еди́но Бо­жест­во́, и Той ве́­рою покланя́ющися, велегла́сно пою́: Алли­лу́иа».

Икос 3

Иму́­щи свя­та́я Варва́ра свы́­ше да́н­ную се­бе́ му́дрость, востече́ к де́лателем ба́ни оте́ческия, и о́нем проявля́я та́й­ну Свя­ты́я Тро́ицы, по­ве­ле́ три окна́ в ба́­не устро́ити. «А́ще,— ре­че́,— идолослужи́телие ус­та́ и́мут и не глаго́лют сла́­вы и́с­тин­на­го Бо́­га, то ка́менныя в сей ба́­не сте́ны треми́ окна́ми, а́ки треми́ уст­на́­ми, да свиде́тельствуют, я́ко Еди́н есть Бог, в Тро́­ице Свя­те́й от всея́ тва́­ри сла́вимый и покланя́емый». За та­ко­во́е у́бо мудрова́ние, свя­та́я Варва́ро, при­ими́ по­хва­лу́ сию́:

Ра́­дуй­ся, в треоко́нной ба́­не ку­пе́ль Свя­та́­го Креще́ния, во и́мя Тро́ицы Пре­свя­ты́я, изобрази́вшая; ра́­дуй­ся, в купе́ли воды́ и Ду́­ха, к сим же и кро́­ве твоея́ му́ченическия, те­бе́ измы́вшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко треми́ окна́ми тьму мно­го­бо́­жия, Тро́­ице Свя­те́й проти́внаго, прогнала́ еси́; ра́­дуй­ся, я́ко окна́ми треми́ Свет Тро́ический я́сно узре́ла еси́.

Ра́­дуй­ся, я́ко те́ми треми́ окна́ми призре́ на тя Со́лн­це Пра́в­ды, тридне́вно возсия́вшее от гро́­ба; ра́­дуй­ся, я́ко те́ми те­бе́ воз­сия́ день Тро́и­чес­ка­го спа­се́­ния.

Ра́­дуй­ся, се́рд­це твое́ Еди́­но­му в Тро́­ице Бо́­гу всег­да́ отве́рсто име́вшая; ра́­дуй­ся, чу́вства твоя́ пред бра́нию трие́х вра­го́в, пло́­ти, ми́­ра и диа́вола, кре́пко заключи́вшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко в ду́­ши тво­е́й три мы́сленная окна́, ве́­ры, на­де́ж­ды и люб­ве́, устро́ила еси́; ра́­дуй­ся, я́ко те́ми треми́ окна́ми при Тро́ическом Бо­же­стве́ треми́ де́ньми воздви́женную Те́­ла Хри­сто́­ва Це́р­ковь усмотре́ла еси́.

Ра́­дуй­ся, я́ко те­бе́ Не­бе­са́ от трие́х иера́рхий а́нгельских отверзо́шася; ра́­дуй­ся, я́ко те­бе́ Го́рния оби́­те­ли Тро́ическия ра́­дост­но прия́ша.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 4

Бу́ря я́рости ве́лия от­ца́ тво­его́, ды́шущаго преще́нием и уби́йством, возшуме́ на храм ду́­ши твоея́, свя­та́я Варва́ро, но того́ не возмо́же поколеба́ти: основа́н бо бе на тве́рдом ве́­ры Хри­сто́­вы ка́мени, на не́м­же ты, му́д­рая де́­во, неподви́жимо стоя́щи, укрепля́ющему тя Иису́­су Хри­сту́ песнь воспева́ла еси́: Алли­лу́иа.

Икос 4

Слы́шав от те­бе́, му́дрыя дще́ри, оте́ц твой Диоско́р неслы́шанная о Свя­те́й Тро́­ице словеса́, я́ко а́спид глухи́й затка́ у́ши своя́ и по подо́бию змии́ну с жа́лом ядоно́сным устреми́ся со острие́м ме­ча́ на твое́ уби́йство; но ты, не­ве́с­то Хри­сто́­ва Варва́ро, подража́ющи Жениха́ тво­его́ Иису́­са, бежа́вшаго от ме­ча́ И́родова, бе́гала еси́ от ме­ча́ Диоско́рова, жела́ющи се́рд­це его́ от зве́рския я́рости в лю­бо́вь оте́ческую обрати́ти. Мы же разу́мное твое́ бе́гство зва́­нии по­чи­та́­ем си́­ми:

Ра́­дуй­ся, блаже́нная, изгна́нная из до́­му зем­на́­го Пра́в­ды ра́­ди; ра́­дуй­ся, бога́тая в Бо́­га, лише́нная оте́ческих бога́тств Хри­ста́ ра́­ди.

Ра́­дуй­ся, я́ко тво­его́ обнища́ния есть Ца́рст­вие Не­бе́с­ное; ра́­дуй­ся, я́ко те­бе́ угото́вася ве́ч­ных благ со­кро́­ви­ще.

Ра́­дуй­ся, слове́сная а́гнице, от зла́­го во́лка мучи́теля к До́б­ро­му Па́­сты­рю Хри­сту́ прибе́гшая; ра́­дуй­ся, во двор пра́­вед­ных ове́ц Его́, одесну́ю стоя́щих, вше́дшая.

Ра́­дуй­ся, незло́бивая голуби́це, от зем­на́­го вра́на в по­кро́в Не­бе́с­на­го Орла́ прелете́вшая; ра́­дуй­ся, в кро́­ве крилу́ Его́ до́б­рый се­бе́ по­кро́в об­ре́т­шая.

Ра́­дуй­ся, Не­бе́с­на­го От­ца́ дщи честна́я, я́ко от зем­на́­го роди́теля с безче́стием на смерть гони́ма была́ еси́; ра́­дуй­ся, я́ко от безсме́ртнаго Го́с­по­да Сла́­вы в Жизнь Ве́ч­ную со сла́­вою прия́та еси́.

Ра́­дуй­ся, тоя́ж­де и нам жи́з­ни присножела́ющая хо­да́­таи­це; ра́­дуй­ся, приле́жная о нас к Бо́­гу моли́твеннице.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 5

Боготе́чной звез­де́ была́ еси́ подо́бна, свя­та́я великому́ченице Варва́ро: бежа́щи бо пред от­це́м тво­и́м, наставля́ла еси́ того́ таи́нственне на путь, веду́щий ко Пра́­вед­но­му Со́лн­цу, от Де́­вы возсия́вшему, Хри­сту́ Бо́­гу. Оба́­че он душе́вныма ослепле́н очи́­ма, а́бие и те­ле́с­ны­ма не узре́ тя пред со­бо́ю бежа́щую: ты бо сквозе́ ка́менную, те­бе́ веле́нием Бо́­жи­им разступи́вшуюся гору́ проше́дши, скры́лася еси́ от о́чию его́ в ка́менней пеще́ре, да от среды́ ка́мения, я́ко пти́ца, да́си глас Бо́­гу, вос­пе­ва́ющи: Алли­лу́иа.

Икос 5

Ви́­дев­ше тя па́стырие, верху́ горы́ о́в­цы пасу́щии, в ка́мени кры́ющуюся, дивля́хуся, гла­го́­лю­ще: что сия́ слове́сная а́гница? Ко́его во́лка бе́гает? И се Диоско́р, па́­че во́лка люте́йший, востече́ на гору́, и те­бе́, та́­мо кры́ющуюся об­ре́т, и похи́тив за деви́ческия твоя́ власы́, влеча́ше ко сво­ему́ до́­му по жесто́кому пу­ти́, на не́м­же тя ве́рнии срета́ем приве́тствии си́­ми:

Ра́­дуй­ся, младо́му еле́ню на гора́х арома́тских уподо́бившаяся; ра́­дуй­ся, го́рняя па́­че до́льних вос­хож­де́­ния в се́рд­це тво­е́м полага́ющи, возлюби́вшая.

Ра́­дуй­ся, избы́вшая поги́бельнаго идолослуже́ния ро́ва; ра́­дуй­ся, на гору́ Тро́и­чес­ка­го поклоне́ния восте́кшая. Ра́­дуй­ся, сквозе́ ка́мение проше́дшая, от каменносе́рдаго бе́гающи гоне́ния; ра́­дуй­ся, среде́ ка́мения Ка́­мень Хри­ста́, утвержда́ющаго тя, об­ре́т­шая.

Ра́­дуй­ся, в пеще́ру ка́менную вше́дшая, ви́дети Иису́­са во гро́бе ка́менном бы́вша положе́нна; ра́­дуй­ся, уже́ Того́ ви́дящая на Престо́ле Сла́­вы седя́ща.

Ра́­дуй­ся, я́ко власы́ главы́ твоея́ за Хри­ста́, храня́щаго, да и влас главы́ челове́ческия не поги́бнет, исто́ржени суть на зем­ли́; ра́­дуй­ся, я́ко ти́и от Хри­ста́ изочте́ни суть ко увенча́нию тво­ему́ на Не­бе­си́.

Ра́­дуй­ся, власы́ твоя́ кро́­вию до́ле, я́ко цвета́ми, обагри́вшая; ра́­дуй­ся, заплете́ние власо́в тво­и́х окрова́вленных в ве­не́ц те­бе́ златы́й обрати́вшая.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 6

Пропове́дником богоно́сным, апо́с­то­лом Хри­сто́­вым поревнова́вши дерз­но­ве́н­но, пред ли­це́м му­чи́­те­лей пропове́дала еси́ Хри­ста́ И́с­тин­на­го Бо́­га; и Его́ ра́­ди лю́тыя ра́­ны, власяны́ми ру́бы и о́стрым чре́пием боле́зненно потира́емыя, му́жественно претерпе́ла еси́, свя­та́я Варва́ро. Та́же в темни́цу всажде́на, в ней а́ки в черто́зе о Хрис­те́ Иису́­се ликова́ла еси́, пою́щи Ему́: Алли­лу́иа.

Икос 6

Возсия́вый в се́рд­це тво­е́м про­све­ще́­ние и́с­тин­на­го богоразу́мия, воз­сия́ и во очесе́х тво­и́х свет Бо­же́ст­вен­на­го ли­ца́ Сво­его́ Хрис­то́с Гос­по́дь: Той бо, я́ко возлю́бленный твой Жени́х, в полу́нощи к те­бе́, непоро́чней Свое́й неве́сте, в темни́цу при­ше́д, лю­бе́з­но тя посети́, от ран ис­це­ли́, и све́тлостию ли­ца́ Сво­его́ неизрече́нно ду́­шу твою́ возвесели́, нас же ве́р­ных нау­чи́ пе́­ти те­бе́ си­це­ва́я:

Ра́­дуй­ся, за страда́вшаго бие́ние Хри­ста́ не­ща́д­но бие́нная; ра́­дуй­ся, бие́ния тер­пе́­ни­ем неви́димаго вра­га́ уби́вшая.

Ра́­дуй­ся, я́з­вы Го́с­по­да тво­его́ на те́ле тво­е́м носи́вшая; ра́­дуй­ся, от всех язв, Те́мжде Го́с­по­дем, на те́ле тво­е́м исцеле́вшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко Сам Гос­по́дь, Свет ми́­ра, те­бе́ в темни́це бы́вшей Се­бе́ яви́л есть; ра́­дуй­ся, я́ко Сам души́ и те́­ла Врач те­бе́ бо́льную посети́л есть.

Ра́­дуй­ся, чрез зем­ну́ю темни́цу в Не­бе́с­ный Черто́г све́т­ло вше́дшая; ра́­дуй­ся, от крове́й тво­и́х бра́чную те­бе́ оде́жду истка́вшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю от мно́гих ран гре́ш­нии ис­це­ля́­ют­ся; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю от всех бо­ле́з­ней с ве́­рою тя призыва́ющии уздравля́ются.

Ра́­дуй­ся, уз гре­хо́в­ных ско́­рая реши́тельнице; ра́­дуй­ся, язв многозло́бных до́б­рая целе́бнице.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 7

Хо­тя́­щу безу́мному мучи́телю же­ла́­ние свое́ улу­чи­ти и еще́ покуша́ющемуся ласка́тельными сло­ве­сы́ те­бе́, свя­та́я Варва́ро, от И́с­тин­на­го Бо́­га отврати́ти ко преле́стным и́долом, ты, я́ко му́д­рая де́ва, отвеща́ла еси́ тому́: «Пе́рвее тве́р­дый адама́нт в мя́гкий воск претвори́ши, не́жели ме­не́ отврати́ши от Хри­ста́ Бо́­га мо­его́: Того́ бо, со От­це́м и Свя­ты́м Ду́­хом, Еди́­на­го И́с­тин­на­го Бо́­га испове́дую, сла́в­лю, хвалю́ и пою́ Ему́: Алли­лу́иа».

Икос 7

Но́вую по­ка­за́ безчелове́чия я́рость зверообра́зный му­чи́­тель, ег­да́ те­бе́, свя­та́я великому́ченице Варва́ро, по­ве­ле́ на дре́­ве пове́сити и ноготьми́ желе́зными те́­ло твое́ строга́ти, и свеща́ми горя́щими твоя́ опаля́ти ре́бра, еще́ же и мла́том во гла­ву́ тя́жко би́ти. Сие́ пачеесте́ственное терпе́ние твое́ бла­го­го­ве́й­но воспомина́юще, похвала́ми блажи́м тя си́­ми:

Ра́­дуй­ся, я́ко пове́шена была́ еси́ на дре́­ве Хри­ста́ ра́­ди, на Кре­сте́ распя́таго; ра́­дуй­ся, я́ко стро́гана по ребро́м Иису́­са ра́­ди, копие́м в ре́бра прободе́ннаго.

Ра́­дуй­ся, я́ко огнь люб­ве́ к Бо́­гу в се́рд­це тво­е́м возжегла́ еси́; ра́­дуй­ся, я́ко за Того́ о́гненными свеща́ми пали́ма была́ еси́.

Ра́­дуй­ся, тверде́йшая адама́нта в тер­пе́­нии невреди́мом; ра́­дуй­ся, крепча́йшая ка́меннаго столпа́ в му́­же­стве не­по­ко­ле­би́­мом.

Ра́­дуй­ся, я́ко мла́том, би́вшим тя по главе́, ве­не́ц Ца́рст­вия те­бе́ искова́ся; ра́­дуй­ся, я́ко те́м­же мла́том глава́ вра­га́ тво­его́ со­кру­ши́ся.

Ра́­дуй­ся, я́ко со Хри­сто́м, Его́ ра́­ди, на зем­ли́ страда́ла еси́; ра́­дуй­ся, я́ко с Ним и о Нем на Не­бе­си́ прославля́ешися.

Ра́­дуй­ся, всех вра­го́в на́­ших кре́п­кая победи́тельнице; ра́­дуй­ся, во всех бе­да́х на́­ших ско́­рая по­мо́щ­ни­це.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 8

Стра́н­ное и стра́ш­ное свя­ты́я Ва́рвары страда́ние ви́­дя­щи, благове́рная в же­на́х Иулиа́ния уди­ви́­ся зело́, ка́­ко мла́да от­ро­ко­ви́­ца в ю́ностнем те­ле­си́ та­ко­вы́я му́жественно за Хри­ста́ терпи́т му́­ки; та́же, сле́знаго испо́лнившися умиле́ния, бла­го­да́р­ствен­но и та возо­пи́ Хри­сту́ Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 8

Весь Сладча́йший Иису́с сла́­дость, весь же­ла́­ние те­бе́ бысть, свя­та́я Варва́ро; сла́дце бо Его́ ра́­ди го́рькия терпе́ла еси́ му́­ки, глаго́лющи: «Ча́шу страда́ний, ю́же даде́ ми Возлю́бленный мой Жени́х, не и́мам ли пи́ти?» Те́м­же и сама́ показа́лася еси́ ча́ша, сла́­дость чуде́сных ис­це­ле́­ний излива́ющая всем во­пию́­щим к те­бе́ си­це­ва́я:

Ра́­дуй­ся, отве́ргшая во а́дское го­ре́ и́доль­скую го́ресть; ра́­дуй­ся, возлюби́вшая Не­бе́с­ную Иису́сову сла́­дость.

Ра́­дуй­ся, мы́сленная ста́мно, ма́нну бра́шна творе́ния во́ли Бо́­жия в се­бе́ иму́щая; ра́­дуй­ся, ве́р­ных во бла­ги́х же­ла́­ние исполня́ющая.

Ра́­дуй­ся, ре­ко́, испо́лненная бла­го­да́­ти Бо́­жия вода́ми; ра́­дуй­ся, ис­то́ч­ни­че, кипя́щий чу­де́с излия́нии.

Ра́­дуй­ся, я́ко пчела́, от злово́ннаго и́дольских жертв ды́ма отлете́вшая; ра́­дуй­ся, во благоуха́нную ми́­ра Хри­сто́­ва воню́ сла́дце прите́кшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко тво­и́ми по всем те́ле я́з­вами была́ еси́ подо́бна со́ту; ра́­дуй­ся, я́ко кро́­ве твоея́ ка́пли сладча́йшия па́­че ме́да бы́ша Пресла́дкому Иису́­су.

Ра́­дуй­ся, я́ко всем ве́р­ным вос­по­ми­на́­ние твое́ пре­сла́д­ко; ра́­дуй­ся, я́ко всей Це́рк­ви Хри­сто́­вой и́мя твое́ пре­че́ст­но.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 9

Все ес­тес­тво́ а́н­гель­ское ве́­лиею возра́довася ра́­дос­тию, узре́вши му́жественную кре́­пость твою́, свя­та́я и не­по­бе­ди́­мая му́ченице Варва́ро: ви́­дев­ше бо А́нгельстии чи́нове ве́тхаго вра­га́, прего́рдаго кня́зя тьмы, со всем его́ бесо́вским и и́дольским по́лчищем от те­бе́, еди́ныя млады́я де́­вы, посра́мленнаго, побежде́ннаго же и под но́зе твои́ пове́рженнаго, ве́лиим гла́сом возо­пи́­ша Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 9

Вити́и мно­го­ве­ща́н­нии ри́торскими свои́ми язы́ки не воз­мо́­гут изрещи́ вели́чества тво­и́х боле́зненных страда́ний, о Варва́ро: кто бо ска́жет бо­ле́знь твою́, коли́ка бе, ег­да́ сосца́ твоя́ уре́зана бы́ша? Кто изрече́т студ ли­ца́ деви́ческаго, ег­да́ обнаже́на по все­му́ гра́­ду от беззако́нных му­чи́­те­лей води́ма была́ еси́? Сицеву́ю бо­ле́знь и безче́стие твое́ мы то́­чию воспомяну́вше, содрога́емся и со уми­ле́­нием гла­го́­лем си́­це:

Ра́­дуй­ся, до́б­рая ле́торасле са́да Иису́сова; ра́­дуй­ся, и́стинная лозо́ виногра́да Хри­сто́­ва.

Ра́­дуй­ся, два сосца́ твоя́ отре́занная, а́ки два гре́зна в честь Го́сподеви тво­ему́ прине́сшая; ра́­дуй­ся, кровь твою́, а́ки вино́ умиле́ния, от тех источи́вшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко Хри­ста́ ра́­ди об­на­же́н­на­го и ты риз тво­и́х совлече́на была́ еси́; ра́­дуй­ся, я́ко Его́ ра́­ди, во Иеру­са­ли́­ме руга́тельне води́маго, и ты по гра́­ду на поруга́ние води́ма была́ еси́.

Ра́­дуй­ся, от А́н­ге­ла све́тлою оде́ждою в наготе́ тво­е́й оде́янная; ра́­дуй­ся, то́ю от сту́дных оче́с неви́димо покрове́нная.

Ра́­дуй­ся, чу́д­ный А́н­ге­лом и че­ло­ве́­ком позо́р бы́в­шая; ра́­дуй­ся, и саме́х му­чи́­те­лей тер­пе́­ни­ем тво­и́м удиви́вшая.

Ра́­дуй­ся, я́ко Сам Гос­по́дь свы́­ше призре́ на твоя́ стра­да́­ния; ра́­дуй­ся, я́ко Сам Той Подвигополо́жник похвали́ по́д­ви­ги твоя́.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 10

Спас­ти́ хо­тя́ ду́­шу твою́, о те́ле тво­е́м вся́чески неради́ла еси́, свя­та́я Варва́ро: ег­да́ бо на тя ме́ч­ное на смерть осужде́ние изы́де, ты под меч о́стрый, а́ки под ве­не́ц кра́сный, ра́­дост­но иду́щи, Бо́­гу, в му́ченическом по́двизе те­бе́ укрепля́ющему, воспева́ла еси́ песнь: Алли­лу́иа.

Икос 10

Сте́ны ка́менныя тверде́е окамене́нный се́рд­цем бысть Диоско́р, твой, свя­та́я Варва́ро, не уже́ роди́тель, но лю́тый му­чи́­тель: той бо, я́ко услы́ша твое́ ме́ч­ное на смерть осужде́ние, не то́­чию о сме́р­ти тво­е́й не поболе́, но и сам сво­и́м ме­че́м на ме́сте осужде́ния твою́ свя­ту́ю усече́ гла­ву́, и та́­ко, по предрече́нию Госпо́дню, окая́нный оте́ц предаде́ на смерть свое́ ча́до. В той у́бо блаже́нней тво­е́й кончи́не при­ими́ от нас пе́­ния сия́:

Ра́­дуй­ся, за гла­ву́ Це́рк­ве — Хри­ста́ под меч гла­ву́ твою́ прекло́ншая; ра́­дуй­ся, за лю­бо́вь к Небе́сному человеколюби́вому Отцу́ Безсме́ртному на смерть от зем­на́­го безчелове́чнаго от­ца́ тле́н­на­го преда́нная.

Ра́­дуй­ся, те­че́­ние му́ченическаго пу­ти́ сконча́вшая до́б­ре; ра́­дуй­ся, ве́­ру безсме́ртному Обру́чнику Хри­сту́ до сме́р­ти сохра́ншая бо́дре.

Ра́­дуй­ся, си́­лою свы́­ше на брань про­ти́­ву сил пре­ис­по́д­них препоя́санная; ра́­дуй­ся, победоно́сною сла́­вою в Вы́ш­них от Хри­ста́ Победи́теля оде́янная.

Ра́­дуй­ся, ору́­жи­ем бла­го­во­ле́­ния Бо́­жия венча́нная на зем­ли́; ра́­дуй­ся, цве́том не­тле́­ния украше́нная на Не­бе­си́.

Ра́­дуй­ся, де́­вам добро́то и похвале́ние; ра́­дуй­ся, му́чеником кра­со­то́ и ра́­до­ва­ние.

Ра́­дуй­ся, христиа́ном кре́п­кое при­бе́­жи­ще; ра́­дуй­ся, ве́р­ным тве́р­дое за­ступ­ле́­ние.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 11

Пе́­ние на́­ше похва́льное, а́ще бы и тьмочи́сленное, ве́­мы, я́ко несть дово́льно по до­стоя́­нию вос­хва­ли́­ти тя, свя­та́я и всехва́льная му́ченице Варва́ро: оба́­че мы, Бо́­жи­их то­бо́ю нам оби́ль­но подава́емых да­ро­ва́­ний благода́рни су́ще, Бо́­гу, в те­бе́ Свои́ми благодея́нии прославля́емому, благода́рственными ус­ты́ по­е́м: Алли­лу́иа.

Икос 11

Све­то­при­е́м­ную све­щу́, на Небе́снем све́щнице пред Пре­сто́­лом Свя­ты́я Тро́ицы поста́вленную, зрим у́мныма очи́­ма те­бе́, свя­та́я де́­во Варва́ро: отону́дуже, ег­да́ нощны́й гре­хо́в на́­ших мрак лу­ча́­ми мо­ли́тв тво­и́х просвеща́еши и нас на све́тлую спа­се́­ния стезю́ наставля́еши, по до́лгу досто́йна еси́ от нас зва́нием бы­ти почита́ема сим:

Ра́­дуй­ся, светоу́мная луче́, во све́тлость немерца́ющую прилуче́нная; ра́­дуй­ся, мы́сленная денни́це, день не­ве­че́р­ний озаря́ти возше́дшая.

Ра́­дуй­ся, благово́нная сми́рно, Це́р­ковь Христо́ву благоуха́ющая; ра́­дуй­ся, злата́я кади́льнице, фимиа́м мо­ли́т­вы о нас к Бо́­гу принося́щая.

Ра́­дуй­ся, мирополо́жнице ис­це­ле́­ний неоску́дная; ра́­дуй­ся, со­кро́­ви­ще Бо́­жи­их да­ро́в неиждиви́тельное.

Ра́­дуй­ся, ча́ше, от оби́­лия до́­му Бо́­жия че́рплющая ра́­дость; ра́­дуй­ся, со­су́­де, от ис­пол­не́­ния Хри­сто́­ва прие́млющий всех благ Не­бе́с­ных сла́­дость.

Ра́­дуй­ся, ада­ма́н­те, пе́рстень безсме́ртнаго со Хри­сто́м обруче́ния украси́вый; ра́­дуй­ся, ве́н­че добро́ты, в руце́ Госпо́дней держи́мый.

Ра́­дуй­ся, я́ко на тя Царь Сла́­вы, Гос­по́дь Сил, сла́­ву и велеле́пие возложи́л есть; ра́­дуй­ся, я́ко те­бе́ Царь ца́рст­вую­щих и Гос­по́дь госпо́дствующих Ца́рст­во Свое́ и госпо́дствие дарова́л есть.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 12

Бла­го­да́ть от Бо́­га дана́ ти есть, храни́ти и соблюда́ти от внеза́пныя бо­ле́з­ни и на́глыя сме́р­ти вся́­ка­го че­ло­ве́­ка, ве́­рою, лю­бо́­вию и благогове́нием честна́я твоя́ стра­да́­ния воспомина́ющаго и почита́ющаго; тоя́ бла­го­да́­ти не лиши́ и нас, до́б­рая де́­во Варва́ро, да и мы, здра́ви су́ще те́­лом и ду́­хом в ны́нешней и бу́­ду­щей жи́з­ни о те­бе́ по­е́м Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Икос 12

По­е́м твоя́ кре́пкия по́д­ви­ги, по­чи­та́­ем стра­да́­ния, хва́­лим дол­го­тер­пе́­ние, убла­жа́­ем свя­ту́ю твою́ кон­чи́­ну, сла́­вим твое́ в не́мощнем те́ле показа́вшееся не­по­бе­ди́­мое му́жество, и́м­же на зем­ли́ и на Не­бе­си́ просла́вилася еси́, свя­та́я и добропобе́дная великому́ченице Варва́ро, и в честь тво­и́х победоно́сных подвиго́в и страда́ний по­хва́ль­ная воспису́ем ти сия́:

Ра́­дуй­ся, от а́нгельских чино́в в сожи́тельство их лю­бе́з­но прия́тая; ра́­дуй­ся, от де́в­ствен­ных лико́в в черто́г Не­бе́с­ный ра́­дост­но введе́нная.

Ра́­дуй­ся, от му́ченических полко́в под ве­не́ц сла́­вы провожда́емая во гла́се ра́дования; ра́­дуй­ся, от всех жи́телей Не­бе́с­ных прие́мшая о Го́с­по­де целова́ние.

Ра́­дуй­ся, я́ко мзда твоя́ мно́га есть на Небесе́х; ра́­дуй­ся, я́ко ра́­дость твоя́ ве́чна есть во све́тлости свя­ты́х.

Ра́­дуй­ся, от враг ви́­ди­мых и не­ви́­ди­мых кре́п­кая нам за­сту́п­ни­це; ра́­дуй­ся, ра́­дос­ти нам, бла­го­да́­ти же и сла́­вы ве́ч­ныя хо­да́­таи­це.

Ра́­дуй­ся, ду­ше́в­ных и те­ле́с­ных не­ду́­гов на́­ших цели́тельнице; ра́­дуй­ся, спаси́тельных благ зем­ны́х и не­бе́с­ных пода́тельнице.

Ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю от неча́янныя и ве́ч­ныя сме́р­ти сохране́ни бы­ти упо­ва́­ем; ра́­дуй­ся, я́ко то­бо́ю ве́ч­ную жизнь улу­чи­ти благонаде́жно ча́ем.

Ра́­дуй­ся, Варва́ро, не­ве́с­то Хри­сто́­ва прекра́сная.

Кондак 13

О многострада́льная и всехва́льная свя­та́я великому́ченице Варва́ро! Ны́нешнее на́­ше мо­ле́­ние прие́мши, от вся́­ких бо­ле́з­ней ду­ше́в­ных и те­ле́с­ных и враг ви́­ди­мых и не­ви́­ди­мых нас из­ба́­ви, и от ве́ч­на­го му­че́­ния тво­и́м бо­го­приятным хо­да́­тай­ством со­хра­ни́, да с то­бо́ю на зем­ли́ жи­вы́х во ве́­ки по­е́м Бо́­гу: Алли­лу́иа.

Этот кондак чи­та­ет­ся трижды, за­те́м 1-й икос «А́н­ге­лом чест­ну́ю…» и 1-й кондак «Из­бра́н­ной Бо́­гом…».

Мо­ли́т­ва пер­вая

Свя­та́я сла́вная и всехва́льная великому́ченице Варва́ро! Собра́ннии днесь в хра́­ме тво­е́м Боже́ственном лю́­ди, ра́це мо­ще́й тво­и́х поклоня́ющиися и лю­бо́­вию целу́ющии, стра­да́­ния же твоя́ му́ченическая, и в них Самаго́ Страстополо́жника Хри­ста́, да́вшаго те­бе́ не то́­чию е́же в Не­го́ ве́ровати, но и е́же по Нем страда́ти, похвала́ми убла­жа́­юще, мо́­лим тя, из­ве́ст­ная жела́ния на́­ше­го хо­да́­таи­це: мо­ли́ с на́­ми и о нас умоля́емаго от Сво­его́ бла­го­утро́­бия Бо́­га, да ми́лостивно услы́­шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не отста́вит от нас вся ко спа­се́­нию и жи­тию нуж­ная про­ше́­ния, и да́­ру­ет хри­сти­ан­скую кон­чи́­ну животу́ на́­ше­му — без­бо­лез­нен­ну, не­пос­тыд­ну, ми́­рну, Бо­же́ст­вен­ных Тайн прича́стну, и всем, на вся́ком ме́сте, во вся́­кой ско́р­би и обстоя́нии тре́­бую­щим Его́ че­ло­ве­ко­лю́­бия и по́­мо­щи, вели́кую Свою́ по­да́ст ми́­лость, да бла­го­да́­тию Бо́­жиею и тво­и́м те́п­лым пред­ста́­тель­ством, ду­ше́ю и те́­лом всег­да́ здра́ви пребыва́юще, сла́­вим ди́в­на­го во свя­ты́х Сво­и́х Бо́­га Изра́илева, не удаля́ющаго по́­мо­щи Своея́ от нас всег­да́, ны́­не и при́с­но, и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Мо­ли́т­ва вто­рая

Прему́драя и всекра́сная свя­та́я великому́ченице Хри­сто́­ва Варва́ро! Блаже́нна еси́, я́ко Преми́рная му́дрость Бо́­жия плоть и кровь не яви́ те­бе́, но Сам Бог, Оте́ц Не­бе́с­ный, И́же те­бе́, ве́­ры ра́­ди от неве́рнаго от­ца́ оста́вленную, изгна́нную и умерщв­ле́н­ную, в дщерь Се­бе́ возлю́бленную прия́т; за тле́нное зем­на́­го име́ния насле́дие пло́­ти нетле́ние да­ро­ва́; тру­ды́ му́ченическия упокое́нием Не­бе́с­на­го измени́ Ца́рст­вия; вре́менное твое́ жи­тие́, сме́р­тию Его́ ра́­ди пресече́нное, сицево́ю воспросла́ви по́честию, я́ко ду́­шу с ли́ки Не­бе́с­ных вчини́ ду­хо́в, те́­ло же, на зем­ли́ в хра́­ме их а́нгельском положе́нное, А́н­ге­лом запове́да сохрани́ти це́ло, че́стно и многочуде́сно. Блаже́нна еси́, Хри­сту́ Сы́­ну Бо́­жию, Жениху́ Небе́сному, уневе́щанная де́­во, Его́­же добро́ты твоея́ Рачи́теля име́ти жела́ющи, всю се­бе́ страда́нием, ра́­на­ми, у́дов ре́занием и са́мыя главы́ усече́нием, а́ки у́тварьми дража́йшими, потща́лася еси́ украси́ти: да та́­ко, я́ко жена́, ве́рна главе́ свое́й — му́­жу, Хри­сту́ ду́­хом и те́­лом соедини́шися неразлу́чно, глаго́лющи: «Обрето́х, Его́­же воз­лю­би́ душа́ моя́, удержа́х Его́ и не оста́вих Его́». Блаже́нна еси́, я́ко Свя­ты́й Дух на те­бе́ почи́л есть, и́м­же духо́вными ду­хо́в­ная разсужда́ти науче́на, вся ду́хи лука́вствия во и́долех я́ко па́губныя отри́нула еси́ и Еди́­на­го Бо́­га Ду́­ха позна́вши, я́ко и́стинная покло́нница, ду́­хом и и́с­ти­ною кла́нятися изво́лила еси́, пропове́днически глаго́лющи: «Тро́ицу чту, Еди́но Бо­жест­во́». Сию́ Свя­ту́ю Тро́ицу, Ю́же в жи­во­те́ и сме́р­ти испове́данием и страда́нием сво­и́м просла́вила еси́, умо­ли́ о мне, предста́тельнице моя́, я́ко да и аз всег­да́ тро́йственною ве́­ры, люб­ве́ и на­де́ж­ды доброде́телию, Ту́южде Свя­ту́ю Тро́ицу по­чи­та́ю. И́мам свети́льник ве́­ры, но пра́зден бла­ги́х дел еле́а; ты, му́д­рая де́­во, страда́льческую плоть твою́, кро́­ве испо́лненную и ра́­на­ми прелива́ющуюся, а́ки свети́льник иму́щая, даждь от еле́а тво­его́, да тем ду­ше́в­ную мою́ све­щу́ украси́вши, сподо́блюся по те­бе́ в Черто́г Не­бе́с­ный вни́ти. Пресе́льник аз есмь на зем­ли́ и пришле́ц, я́ко­же вси отцы́ мои́; благ ве́ч­ных насле́днице и блаже́нныя ве́чери в Ца́рст­вии Небе́снем прича́стнице, я́ко в стра́нствии жи­тия́, Трапе́зы Бо­же́ст­вен­ныя угоще́ния, си́­це и во исхо́де от ми́­ра жела́емаго спо­до́­би мя напу́тствования; и ег­да́ в ко­не́ц сном сме́р­ти начну́ усыпа́ти, косни́ся тог­да́ изнемога́ющия пло́­ти моея́, я́ко иногда́ А́н­гел Илии́, глаго́лющи: воста́ни, яждь и пий; я́ко да бла­го­да́­тию Бо­же́ст­вен­ных Те́­ла и Кро́­ве Тайн укрепле́н, преиду́ в кре́­пос­ти я́ди тоя́ дале́кий путь сме́р­ти, да́же до Горы́ Не­бе́с­ныя: и та́­мо, Его́­же ты чрез три окна́ ба́нныя пре́ж­де ве́­рою Бо́­га Тро́ицу узре́ла еси́, Се­го́ ку́п­но с то­бо́ю ли­це́м к ли­цу́ да удосто́юся ви́дети и сла́­ви­ти Его́ в неконча́емыя ве́­ки. Ами́нь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *